Если в доме нет общедомового учета тепла, то начисления в нем производят по нормативу, который устанавливают и утверждают местные органы власти. При этом не учитывается реальное количества тепла, которое поступило в дом.
Предположим, что дом хорошо утеплен и обладает высоким классом энергоэффективности, но в подвале не установлен общедомовой счетчик тепловой энергии. В этом случае годовая сумма платы за тепло, в зависимости от площади квартиры, на несколько тысяч рублей может превышать сумму за фактически потребленный ресурс.
Возможность установить общедомовой счетчик зависит от года постройки дома и состояния системы теплоснабжения внутри него. Но бывают ситуации, когда физически прибор учета есть, но он неисправен или вовремя не прошел поверку. В таком случае жители тоже будут переплачивать, пока жилищная организация не устранит проблему.
Летом энергетики проводят гидравлические испытания тепловых сетей и устраняют обнаруженные повреждения. Похожую работу должны выполнить и управляющие компании в жилых домах — промыть и проверить на прочность трубы в доме.
Экономию ресурса до 20% дает установка в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). Температуру воды, поступающей в квартиры для отопления, при этом регулирует автоматика: в морозы батареи греют жарче, во время потеплений — слабее.
Конечно, ТЭЦ тоже меняет температуру отпускаемой в сеть воды в зависимости от погодных условий по согласованному городом графику. Но большая система инертна: вода в магистралях долго остывает и медленно нагревается. В сибирском резко континентальном климате, когда за сутки перепад температуры может превышать 20 градусов, ситуацию спасает тонкая работа ИТП. Забирая ровно столько тепла, сколько нужно, ИТП помогает экономить средства жителей.
В новостройках и домах, обновленных по программе капительного ремонта, ИТП устанавливают автоматически. Жильцам других домов для его установки необходимо принять соответствующее решение на общем собрании дома и определиться с источником финансирования: будут это накопленные на счете дома деньги или общий сбор средств.
Мероприятия по регулировке количества поступающего в дом тепла, например корректировку сопел, управляющие компании должны проводить в межотопительный период.
В домах без ИТП тепло регулирует элеваторный узел. В нем есть сопло, от диаметра которого зависит объем поступающего в дом тепла. Чем он больше, тем теплее будет в доме, и наоборот.
Предположим, ранее дом был плохо утеплен или трубы отопления внутри него были забиты, задерживали тепло и снижали параметры отопления в квартирах. И того количества теплоносителя, которое поступало в дом, было недостаточно для прогрева всех квартир. Поэтому сотрудник управляющей компании мог расточить сопло, для того чтобы увеличить объем теплоносителя, поступающего в дом.
Позже, когда проблемы с сохранением и передачей тепла устранили, диаметр сопла так и остался расширенным — теперь уже в энергоэффективный дом поступает чрезмерное количество тепла. В это время в квартирах повышается температура, становится жарко, случаются перетопы, собственники чаще проветривают или вовсе живут с открытыми окнами. По факту это тепло вы не используете, но оплачиваете.
Чтобы решить проблему, нужно провести регулировку элеваторного узла в соответствии с рекомендациями ресурсонабжающей организации (РСО) и поставить сопло нужного диаметра. Диаметр сопла рассчитывают специалисты РСО, а за его установку и эксплуатацию отвечает управляющая компания.
К сожалению, чтобы платить за отопление меньше, утеплить только свою квартиру недостаточно. За отопление дома в целом также платят жители. Так что если квартира утеплена, а на чердаке дома гуляет ветер — никакой экономии не получится. Какие работы нужно сделать в первую очередь? Восстановить плотное примыкание дверных и оконных проемов, утеплить чердак, отремонтировать межпанельные швы. Эту работу должна делать управляющая компания до начала отопительного сезона.
Обследовать тепловой контур дома и увидеть, где тепло несанкционированно его покидает, можно с помощью тепловизора. Это лучше всего делать зимой, причем замерять нужно теневую сторону, чтобы солнце не вносило своих корректив.
Белым, желтым и оранжевым цветом тепловизор показывает места теплопотерь в здании, например, можно увидеть, нужно ли утеплить чердак и подвал.
Уделить внимание нужно и трубам в подвале — они должны быть хорошо изолированы. В противном случае тропическая жара в подвале будет сочетаться с холодом в квартирах из-за теплопотерь.
Управляющие компании должны ежегодно давать собственникам жилья свои предложения по энергосбережению. Эта обязанность закреплена в 7 части 12 статьи Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Такие предложения специалисты разрабатывают с учетом индивидуальных технических характеристик дома. Представители УК должны представить жителям расчет стоимости проведения энергосберегающих мероприятий, объема ожидаемого снижения потребления энергоресурсов, а также срока окупаемости.
После этого собственники на общем собрании могут выбрать любые из предложенных мероприятий по энергосбережению, принять решение о их проведении, определить источник финансирования работ и поручить своей жилищной организации их выполнение.
Дом, в котором установлено энергосберегающее оборудование и нет утечек тепла, потребит меньше энергии — соответственно, жители меньше заплатят за отопление.
Тонкую настройку системы теплоснабжения, чтобы температура в помещениях была комфортной и соответствовала нормативам, должны выполнить специалисты управляющей компании в самом доме. В теплосети поддерживается одинаковая температура теплоносителя для всех домов, но сами дома разные: одним требуется больше тепла, другим меньше.
Более того, в большинстве домов есть техническая возможность предусмотреть регулировку расхода теплоносителя по стоякам системы теплоснабжения — это возможность отрегулировать температуру внутри помещений по подъездам и даже по отдельным комнатам.
Это может быть одним из энергосберегающих мероприятий, о которых написано выше.
В каждом городе есть орган, регулирующий работу жилищных организаций. Например, в Красноярске это служба строительного надзора и жилищного контроля (Стройнадзор).
Если права потребителя нарушены, виновник получит предупреждение или административный штраф:
Но штраф не всегда самое страшное наказание для жилищной организации. Недовольство собственников работой может привести к жалобам в прокуратуру, администрацию города и даже к смене способа управления.